Радиоэкспедиция UE9XFF в Печоро-Илычский заповедник, Республика Коми.

Автор: М. Опекан, UA9XO

13 июля 2008 г. в 18.00 MSK из Сыктывкара стартовал экипаж радиолюбительской экспедиции, в составе пяти человек: Леонид Шеболкин (UA9XF) – руководитель экспедиции, Михаил Опекан (UA9XO) – штурман-оператор, Максим Шеболкин (UA9XRV) – оператор, Николай Крылов – водитель и Дмитрий Крылов – водитель. Предстояло пройти более 600 км. по шести районам республики с прекрасным ландшафтом природы и памятниками старины.

Впереди пошла «Нива – 2131», груженная аппаратурой и антенным хозяйством, с радиостанцией FT-857 на борту, для работы в движении позывным RK9XXM/M. Следом «KIA Sportage» с остальным имуществом и членами команды. На Ниву установлена р/станция – дать возможность сработать радиолюбителям с редкими районами RDA Коми, по которым проходил маршрут экспедиции.

Как только выехали из Сыктывкара, как произошло ЧП. С крыши автомобиля сорвалась антенна 20-тиметрового диапазона, от основания антенны отскочил магнит и укатился в кювет. Минут через 30 разыскали пропавший магнит, установили на место и добавочно изолентой прикрепили к багажнику. Но и это не все: обнаружилось, что генератор двигателя «Нивы» создает серьезные помехи. В телефонном режиме они прослушиваются не только на прием, но и присутствовали при передаче. В телеграфном режиме поработали, но немного т. к. помехи забивали сигнал на прием. Решили, что случилось что-то с антенной и оставили работу с автомобиля на обратный путь.

Проехали примерно пол пути - 275 км. Остановились на левом берегу р. Вычегды. Планировали остановиться на ночь, поработать с довольно редкого района: КО-19, а утром в путь. Но не тут то было. Природа преподнесла нам злую шутку: ветра нет, тучи комаров и оводов, от которых нет отбоя; дерево сырое после дождя. Чтобы разжечь костер, пришлось сжечь литра три бензина. Кое-как вскипятили чай, попили с комарами и решили продолжать путь. Дорога пошла грунтовая, насыпная. Иногда скорость приходилось сбрасывать до 20 – 30 км/час. Но ехать можно. Такая дорога была около 200 км. В шесть утра приехали в поселок Якша, – где располагается руководство Печоро-Илычского заповедника.

Перед нами спокойная и тихая Печора. Ширина реки не более 50 м, - для примера ширина Печоры в районе села Усть-Цильма – более 2-х км. Раннее утро, появляются первые жители поселка, на реке появились моторные лодки. Поселок Якша располагается на левом берегу реки, а на правом берегу начинается Печоро-Илычский заповедник, RFF-070 по каталогу WFF. Но часть заповедника находится и на левом берегу. Это участок опытной лосефермы, о котором рассказ ниже. Один из местных жителей взялся нам показать дорогу на лосеферму, где проживает главный инспектор Печоро-Илычского заповедника – Мосин Алексей Борисович. Мы его, можно сказать, подняли с постели. Он встретил нас дружелюбно, пообещал помощь в переправе через реку и встречу с директором заповедника Якушевым Алексеем Борисовичем. Алексей Мосин жил в квартире двухквартирного дома, стоящего на берегу реки с одной стороны, с другой – рядом с забором лосефермы. Осмотрев бегло снаружи дом, мы обнаружили, что вторая квартира пустая - лучшего шэка и не найти. И находится на территории лосефермы, которая в свою очередь принадлежит заповеднику. Только мы приготовили и попили чаю, Алексей прислал обещанную моторку, для переезда на другую сторону реки. Мы поехали на встречу с директором заповедника, который уже знал о нашем приезде.

Якушев А.Б. встретил нас радушно. Прежде всего, предложил кофе и только потом повел беседу о цели нашего приезда. Мы ему объяснили, кто мы такие и откуда, и что цель нашего приезда – это проведение двухсторонних связей с такими же радиолюбителями всего мира, т.к. проходит месячник активности работы в эфире Всемирной программы заповедников и национальных парков - World Flora Fauna. Директор дал добро на наше поселение в пустующей квартире. Попросил Мосина оказать нам помощь в размещении. По случаю, затронули больные вопросы парка их связи. Довольно объемистая база радиостанций для связи с кордонами и самолетами охраны, но вот обслуживать и ремонтировать их некому. А база сильно устаревшая, и давно просится замены. Пообещали, по мере возможности, помочь с ремонтом на месте, что и выполнили в меру своих возможностей, а также договорились об оказании более серьезной помощи по возвращении в Сыктывкар.

Вернувшись на место будущего лагеря, с помощью Алексея, открыли квартиру и принялись за оборудование рабочего места. Благо, в углу кухни была полка, видимо когда-то ведра с водой стояли, дополнили её чуркой и парой досок. Получилось довольно неплохое рабочее место. Энергетика была отключена, поэтому пришлось запитаться по временной схеме - переноской с квартиры Алексея. Притом, по совету Алексея, кабель вешали повыше, т. к. по двору частенько гуляют деревенские коровы. В чем мы позже убедились, оставшись без одного противовеса на GP. Установили и проверили аппаратуру. И тут выяснилось, что не выдержал дорожного переезда FT-1000 и категорически отказался работать. Хорошо в резерве был незаменимый FT-840, и он не подвел. Из антенн мы установили 12 метровый телескоп, на котором закрепили треугольник на 40 метров, а на деревянный шестиметровый шест смонтировали диапазонный телескопический GP на 20 м. И вот проведено первое QSO на 40м с RA4FUM, оператор Владимир.

Однако на один трансивер отвечали плохо, да и прохождение было неважным. Решили немного отдохнуть, обсудить возможности, пообедать, запустить усилитель мощности ACOM-1000 и только потом продолжить работу. Пока мы готовили антенны и аппаратуру, наш неутомимый водитель и по совместительству шеф-повар Николай готовил на костре обед. Дима оказывал всяческую помощь по кухне. Кстати, благодаря ним мы всегда были сыты. Отобедав, мы продолжили работу в эфире. Работали попеременно UA9XF, UA9XO, UA9XRV. С усилителем работа пошла веселее.

По вечерам наблюдали, как за забором пасутся лоси. Поближе познакомились с поселком, полюбовались закатом на берегу реки Печора, как по ее чистым водам возвращаются косари с дальних пойменных лугов на длинных, самодельных, деревянных лодках с огромными копнами на борту. Другой здесь транспорт не действует. Кругом тайга, дороги нет, одни лесные тропы. Хочется сказать, что и народ здесь прекрасный. Пошёл как-то к соседям, хотел прикупить немного зелени на суп. Хозяйка ужинала, но вышла на зов. Приветливый взгляд, слегка задумчивый, усталый после трудового дня. Высказал свою просьбу, она вынесла зелень. Зелень вручила, а от денег категорически отказалась.

В один из дней мы посетили Музей природы заповедника и лосеферму. Экскурсоводом был работник лосефермы - Володя. По совету Владимира, ухаживавшего за лосями, мы взяли с собой хлеб. Когда пришли на лосеферму, то лоси ещё отдыхали. Мы заглянули к ним в сарай. Один из них, по имени Найк, с удивлением смотрел на нас своими громадными и чистыми глазищами. Володя позвал их на улицу, чтобы мы могли лучше их рассмотреть, и сфотографировать. После долгих уговоров сначала Найк, а затем и Василиса, так звали лосиху, нехотя вышли на улицу. Мы начали угощать хлебом, чему Найк несказанно обрадовался, а Василиса гордо отвернулась и отошла. Побаловав Найка и сфотографировавшись на память, мы пошли посмотреть маленького лосенка. В громадном загоне свободно гуляли взрослые лоси, не обращая на нас никакого внимания. Сфотографировавшись и пообщавшись с месячным лосенком Викусей, мы вернулись к себе на базовую станцию.

Работа в эфире, - основная наша цель не прекращалась все 4 дня. Работали в основном только на двух диапазонах – 20 и 40 м. К сожалению, были часы плохого прохождения. Позывным UE9XFF провели больше 1500 связей с 53 странами по DXCC. Но время пролетело быстро, и пора собираться обратно.

Утром 18 июля попрощавшись с радушными хозяевами, мы с большой неохотой свернулись и в 11.00 отправились в обратную дорогу. На обратном пути, по просьбе нескольких радиолюбителей, было решено остановиться на реке Вычегда, в районе поселка Вольдино, (RDA КО-19)…. Но как говорят, водитель предполагает, а дорога располагает и диктует свои условия. Перед отъездом ещё раз вcе просмотрели, движок свои помехи гонит, но в CW, подыскав частоту, работать можно в движении. По дороге делали попытку на красивой лесной речке порыбачить, но неудачно, - видимо для рыбки 25 градусов слишком жарко и она решила поспать. В заповеднике улов был гораздо солиднее, и щурята хорошо разнообразили наш рацион.

Проехали поселок Троицко-Печорск и поворот на Усть-Кулом нормально. По дороге решили заехать в поселок Пузла прикупить хлебушек. В магазине хлеба не было, и нам посоветовали съездить в пекарню. Чтобы две машины не гонять, мы с Лео двинули на трассу, а машина сопровождения поехала искать хлеб. Как обычно, я (UA9XO) сажусь за ключ, а Лео за баранку. Метров 300 выехали с поселка, как вдруг непредвиденная остановка и Лео вышел с машины. Я, работая в эфире, не видел, как там рулит Лео, но чувствовал, иногда доставая головой потолок машины. Однако раз встали, значит надо. Вместе с тем чувствую, что-то долго стоим. Уже подъехала вторая машина, а мы всё стоим. Решил выйти и поинтересоваться, тем более в эфире снова тишина. На мой вопрос, Лео показывает сломанный рычаг переключения коробки передач. «Вот и съездили за хлебушком…!», а до Сыктывкара 311 км. Слава богу, что осталась включенной вторая передача. Было предложение ехать на второй, но это слишком долго. Лео полез в отверстие от рычага переключения скоростей в поисках интереса. И ура!!! Нащупал кончик в три сантиметра. Срочно принялись за снятие всех защит и наконец-то добрались. Наш спаситель, кончик сверху. Но дальше??? Начались мысли, что на него одеть, чтобы обеспечить возможность хоть как-то переключать. Тут Лео вспомнил про стеклопластиковые палки для мачты. Подобрали подходящий диаметр, напильником отпилили кусочек, подмотали изоленту и водрузили трубку на кончик. Оказалось, что ехать можно и коробка переключения скоростей работает.

До реки Вычегды, где по плану думали остановиться, для работы из КО-19, оставалось километров 50. Из графика конечно выбились. Но что делать, - вперед. Часам к 9 вечера прибыли на место. Сразу взялись за установку мачты и крепление двух антенн: вертикально треугольник на 40 м. с направлением на Юго-запад и GP на 20 м. Место у реки оказалось удачным. В течение часа развернули антенное хозяйство. Бензоагрегат на одну ночь запускать не стали, работали на FT-857 от бортсети машины. На малых оборотах его, почти, не слышно. Вечернее прохождение заканчивалось, а ночное еще не началось. В это время Николай с Димой готовили ужин. Сухие дрова прихватили с собой заранее, чтобы не возникало проблем в розжиге костра. Настроив аппаратуру и поужинав, решили «пошаманить» возле коробки передач нашей «Нивы». Тяжело переключать, когда сжимается под нажимом мощной руки Лео изолента в трубке. Нашли консервную банку, вырезали полоску, и подмотали вместо изоленты. Получились удачно.

Вечер и ночь связи в эфире проходили вяло, но стоило подмигнуть солнышку и дело пошло веселее. В течение часа проведено более 100 QSO. Однако учитывая предстоящий 250 км. участок дороги и связанные с ним неизвестности, в 9.00 утра было решено свернуть антенное хозяйство и ехать дальше, продолжая работать в движении телеграфом.

До Усть-Кулома доехали нормально, не считая мои полеты с электронным ключом по салону. В Усть-Куломе на заправке решили произвести ремонт рычага, т.к. он в месте сочленения дал трещину. Сняли рычаг, осмотрели и решили, что достаточно обмотать и зажать в месте трещины проволокой. Что и сделали. Двинули в г.Сыктывкар. Впереди довольно не плохая, асфальтовая дорога. Попробовали работать телефоном, т.к. в телеграфном участке начались соревнования. Но не тут-то было. Вызывали плохо, да и замечание сделали по качеству сигнала. Генератор двигателя сделал свое черное дело.

Остаток пути до Сыктывкара прошли без больших приключений и без работы в эфире. Тем не менее, во время движения, позывным RK9XXM/M было проведено более 300 QSO с четырёх районов RDA – КО -16, КО -19, КО -8, КО -12.

Экспедиция завершена. Не все получилось, что хотелось бы, но основная задача выполнена. Освоено новое направление, заведены новые знакомства в глубинке нашей Республики, мы смогли не только увидеть красоты заповедных мест и активировать редкий номер по программе WFF, но и приобщить к ним наших коллег-радиолюбителей благодаря Радио. За весь период экспедиции с 14 по 18.07. 2008 на двух диапазонах было проведено более полутора тысяч радиосвязей (QSO) c 53 странами мира.

До новых встреч с заповедных мест России!

 

Besucherzahler
??????? ?????????