В эфире остров Колгуев.

 

Экспедиция, на подготовку которой ушло почти месяц, началась 10 марта в 21.00 моей посадкой в поезд Сыктывкар-Сосногорск. Взял с собой усилитель ZZ-750, антенну XL-222, два ноутбука, и еще кучу причиндалов. В 6 утра 11 марта в Сосногорске меня встречает Александр (RA9XV), завтракаем у него дома, и на автобусе ПАЗ, арендованным до Нарьян-Мара выезжаем в 8 утра из Сосногорска. Водитель автобуса Сергей Поляков, впоследствии оказался душой компании. После Вуктыла начинается зимник (автомобильная дорога, которая действует только в зимнее время). Приехали в Печору около 21-ого часа вечера. Здесь нас должен был ждать Павел (RA9XY) из Инты с двумя трансиверами и антеннами. Но его нет….. Еле дозвонились до другого радиолюбителя Инты – Анатолия (UA9XBL). У RA9XY какие-то проблемы по работе, и он ехать не может. После короткого совещания с RA9XV решаем ехать дальше, несмотря на то, что у нас остается всего один трансивер IC-718, который возьмет с собой Владимир (UA9XCW). В Печоре нас встретил старейший радиолюбитель Коми - Юрий Сердитов (R9XA), у которого мы поужинали, отдохнули и в 4.30 утра выехали дальше до Усинска.

В Усинск приехали в 10.30, нас встречает UA9XCW, и мы все вместе едем к Ивану Терешину (UA9XV). Там для нас накрыт роскошный обед. После обеда водителя укладываем спать, и отдохнув, в 15.00 выезжаем из Усинска в Нарьян-Мар в составе: RA9XV, UA9XC, UA9XCW и водитель Сергей Поляков. Впереди трасса длиною в 418 км, 132 из которых зимник по тундре. Проехав около 100 км, кончается лес, впереди бескрайняя тундра, и сразу же начинается сильная пурга, еле доехав до КПП на зимник, решили переночевать около КПП. Проснулись в 5 утра прекрасная погода, и сразу выехали дальше. Уже 13-ое марта, а нам в Нарьян-Маре еще надо сделать пропуск в погранзону. Проехали зимник за 5 с половиной часов, еще 76 км по асфальту, и мы в Нарьян-Маре. На подъезде к городу нас встречают Сергей (UA1PBR) и Михаил (UA1QV). Едем к Альберту Степановичу (UA1PBU), там встречаемся с Николаем (RA1QQ), обедаем. Обсудили планы по дальнейшим действиям: наша группа летит на о-в Колгуев, а группа из RA1QQ, UA1QV и UA1PBU летит на о-в Сенгейский. Вологжане выделили нам на Колгуев в резерв трансивер YAESU FT-900. А то ведь мы ехали только с одним IC-718. Но отработали с острова практически с IC-718, т.к. FT-900 работал только на НЧ, но все-таки запас какой, ни есть был.

    После обеда я, UA1PBR и UA1QV поехали оформлять документы по допуску в погранзону, и по вылету. За полдня успели все сделать: пропуск в погранзону, провоз бензина и вылет вертолета не из аэропорта, а из Угольной - место, откуда вылетают вахтовики, что значительно лучше для нас, т.к. в аэропорту пришлось бы все вещи таскать на себе через досмотр. А на Угольной возможно автобус подогнать к вертолету. То, что мы сделали все документы за полдня, удивились даже местные жители, т.к. обычно на все уходит не менее 3-х дней. Но в основном это все получилось благодаря Сергею Бобыреву (UA1PBR). Вечером все довольные и немного удивленные поужинали у того же UA1PBU, и пошли ночевать к UA1PBR.

Утром, около 9 часов утра 14 марта мы на Угольной. Автобус, бегло осмотрев, разрешили подогнать к вертолету, перегрузили вещи в вертолет и в 10.18 взлетели. Немного меньше часа лету, приземлились на острове Сенгейский у одиноко стоящего домика-балка. Остров необитаем, выгрузив вещи, оставили RA1QQ, UA1PBU и UA1QV, полетели дальше к Колгуеву. Под нами Поморский пролив, в котором заканчивается великий Гольфстрим – теплое течение, которое начинается где-то у берегов Южной Америки. Даже с борта вертолета, который летит всего 300 метров над уровнем моря видно, что на востоке до самого горизонта лед, а на западе открытая вода. До поселка Бугрино, на острове Колгуев от острова Сенгейский всего 80 км, и преодолев их, мы приземляемся на вертолетной площадке поселка Бугрино, расположенного на юге острова. Нас встречают председатель поселкового исполкома Бугрино А.Г.Лохов и председатель СПК Колгуевкский О.Н.Канева, отвозят наши вещи на Буране до дома для приезжих. Дом для приезжих одноэтажный, две комнаты для жилья и кухня. Все топится углем, вполне приличные помещения для проживания. Зашел Николай Майков – зам. председателя СПК Колгуевский, и сказал, что приставлен к нам для помощи. Мы сразу попросили его сделать нам мачту около 6-ти метров, и он обещал принести ее на следующий день.

После обустройства полезли на крышу, и привязав к печной трубе полутораметровую палку, растянули I.V. на 3,5 и 7. Но почему-то антенна работала только на 7 мГц, поэтому просто откинули лучи на 3,5 и оставили только для 40-ки. За трансивер садится RA9XV. В эфире зазвучал позывной RI1PXC, и вот есть первое QSO с UA9CGL. Пока RA9XV обрабатывает SSB, я делаю стыковку компьютер-трансивер для работы CW. Первые сутки работали только на 40-ке. 15-ого марта после завтрака начали готовить XL-222. Николай Майков принес мачту, и в районе обеда, пригласив еще одного жителя Бугрино, мы стали поднимать мачту. Дует сильный ветер, около 25 метров в секунду. Подняли без проблем, но после того как растянули, решили переустановить растяжки. Отвязали, и RA9XV, державший мачту, не удержал ее, антенна упала… упала очень удачно – торцом, так, что только немного помялись элементы рефлектора на 20-ку. Поправили, подняли снова, закрепили растяжки. И пошли в шэк оконцовывать кабель. Ветер все усиливался, и от влияния парусности антенны, мачту стало выворачивать. Ведь мачта стояла прямо на снегу. Пока RA9XV оконцовывал кабель, я с UA9XCW поправили мачту и растянули дополнительными растяжками низ мачты. Теперь можно было не бояться, что антенна упадет. 16 марта сделали отдельный I.V. на 80 метров, и уже вечером в темноте, установили ее. Прохождение отличное на всех диапазонах, кроме 15-ки и 10-ки – там просто тишина. Работаем с 5 утра, и примерно до часу ночи. Ночью спим, главное оставить силы на Russian DX Contest. 17 марта в связи с хорошим прохождением на НЧ решили сделать антенну и на 160 метров – полноразмерный несиметричный диполь. Рядом с гостиницей стоял бесхозный столб, прикрепив на нее один короткий конец диполя, соединение лучей и кабеля практически лежало на краю обрыва над берегом, и длинный конец диполя на 120 метров уходил в океан, на лед. Берег высокий, около 4-х метров над уровнем воды, вернее льда. Чистая вода ото льда виднелась только на краю горизонта. Вывели КСВ антенны на CW участок в 1,2. Но толку от нее было мало, видимо сказывалось низкое расположение.

    Как бы ни было, к RDXC мы были готовы. Была проблема только напряжения в сети. Еще 15 марта утром случилось, что усилитель вдруг перестал работать. Вскрыли, просмотрели, заменили лампу, но ничего не менялось. И решили проверить напряжение в сети. Оказалось всего 160 вольт!!! Как только напряжение поднялось до 170 вольт, усилитель заработал. И так в течение дня было несколько раз каждый день. Но надеялись, что в выходные такого не будет, все-таки у людей будут выходные. Так и случилось, напряжение в сети весь Russian DX Contest было в норме, ниже 180 вольт не опускалось. Но Север подставил нам другую пакость.

За час до теста вдруг открылась 15-ка, и естественно работать начали с нее. Для теста у нас был припасен другой позывной RI1PI. За первый час провели 90 QSO, ну думаем все будет ок. Но примерно через час, после начала теста, прохождение как будто отключили, и за первые 6 часов сделали всего 272 связи. Началась Аврора, ночью сверкало северное сияние. После того как закончилась 20-ка, перешли на НЧ, но и там за час делали не более 10 QSO. Слышно было много кого, но нас как будто не было, хотя в антенне иногда было 500 – 600 ватт. А еще вечером в пятницу на 80-ке был такой pile-up…. Работая на НЧ диапазонах, иногда прослушивали 20-ку, и не зря, открылось прохождение на Северную Америку и на ближние станции. Отработал несколько 10-ков связей. RW1ZA пригласил на 15-ку, – и там получилось QSO. Просидел всю ночь, за 15 часов работы всего 403 связи. Встало солнце, и надеясь, что сейчас откроется прохождение на 20-ке на восток, разбудил RA9XV и лег спать. По его словам, 20-ка открывалась еще интереснее, 0-вой район шедший на 9 баллов, нас не слышал вовсе, хотя антенна была направлена на восток и мощность была 500 ватт. Я проснулся около 12 часов, до конца теста оставалось всего 3 часа, в LOGe 443 QSO, и только-только начала открываться 20-ка, стали отвечать 6-ой район и Европа. За оставшиеся три часа, провели меньше сотни связей, и закончился тест с результатом 535 QSO.

Прохождение после теста, если это так можно назвать, было где-то до 20 часов по GMT. Надеясь, что ночью будет прохождение на Северную Америку, XL-222 не стали демонтировать, но все диапазоны в эту ночь просто шипели. Но что интересно: в 21.00 по GMT поговорили с островом Сенгейским, они в это время работали на 20-ке со Штатами, у нас же даже намеков на прохождение не было. А Сенгейский находится от нас всего на 80 км южнее. В общем, за всю ночь не открылся ни один диапазон. На RI1PXC отработали всего 3634 QSO, и утром стали сворачиваться.

Отъезд получился не совсем хороший. Утром сходил в аэропорт, мне сказали, что вертолет будет в 11 часов. Поэтому как бы и не торопились. Я ходил по конторам: СПК, поссовет с благодарностями, оплачивал за проживание гостиницы. RA9XV и UA9XCW сворачивали антенны, собирали вещи. Вдруг в 10 часов приземляется вертолет. Практически на бегу побросав все в сумки, коробки, кое-как замотав антенны, кабеля и на посадку. Через час полета приземляемся на Сенгейском, у них сильно дует. При посадке было видно, как радовался, подпрыгивая, UA1QV. Солярки, что они использовали для обогрева шэка, осталось у них только до вечера. Минут 5, и мы, погрузив все их пожитки, взлетаем. Еще лету немного меньше часа, и около 12 часов дня мы приземляемся на Угольной, в Нарьян-Маре. При посадке видно, что к месту посадки подъезжает наш красный автобус. UA1QV пошел договариваться, чтобы автобус пропустили на площадку, и побросав свои вещи в машину, мы поехали к UA1PBU.

Еще на острове мы думали, что поедем из Нарьян-Мара сразу после того, как пообедаем. Но с нами захотели ехать и вологжане, а у UA1QV были еще дела в городе. Поэтому, посовещавшись, мы решили, что подождем его, вечером отметим наше благополучное возвращение у UA1PBU, и рано поутру выезжаем. На вечеринку пригласили местного барда – Степана Дрыгалова, который украсил наш ужин своими песнями. Вечер прошел прекрасно, кроме участников экспедиции приходили UA1PBR и UA1PBT. Часов в десять наш водитель высказал мысль, а не поехать ли нам прямо сейчас, и в принципе все были согласны. Около 11 часов мы заправили почти все наши емкости 100 литров бак автобуса и 120 литров в канистры, и выехали из Нарьян-Мара. Метет сильная метель, около 2-х часов ночи заехали на зимник, который длиной всего-то 132 километра. Заехали, и почти сразу встали. Метель, что началась накануне вечером, замела все ложбинки, и в каждой такой ложбинке снега было столько, что наш автобус буксовал. Где нас вытаскивали проходящие автомобили, где мы чистили снег и толкали автобус, в одном месте на крутом подъеме топорами отбили лед для зацепления колес. В общем, продвигались очень медленно. За сутки мы прошли около 25 километров, т.е. двигались со скоростью 1 км/ч. Настроение было удручающим. Уже давно кончилась вода, и топили снег. За эти сутки израсходовали 100 литров бензина. Решили отдохнуть, поспали около 4-х часов, и снова в путь. Через 100 метров опять забуксовали, прождали около часа, пока не вытащили. Поехали дальше еще через пару километров снова с 50 метров непроходимого снега. Встречный Урал протащил нас через это месиво, и оставшиеся 100 километров дорога была почищена, и мы ее преодолели за 4 часа. Закончился зимник, дальше до Усинска уложена бетонка, а сверху чистый лед. Водитель расслабился, тормознул перед ямкой, и автобус занесло и выкинуло в кювет. Останавливали несколько машин, но и самим было видно, что из-за льда автобус вытащить не смогут. Примерно в километре от случившегося находилась перевалочная база фирмы Пижма, где работает главным инженером Иван (UA9XV). Я с UA9XCW пошли туда, дозвонились в Усинск, и благодаря UA9XV, нам дали трактор, который вытащил нас за пару минут. Сергей осмотрел автобус, и в путь.

Приехали в Усинск около 19 часов вечера, остановились у UA9XCW – он уже дома. Накормил нас ужином. Уложили отдыхать водителя и вологжан, а мы втроем отправились к UA9XV, отблагодарить за помощь. Просидели у него до 22 часов, вернулись к UA9XCW, разбудили Сергея, и перед 500-километровым зимником Усинск – Вуктыл затарились и водой, и бензином с излишком. Около 12 ночи попрощались с UA9XCW (как оказалось видел я Владимира в последний раз – примерно через год он умер от остановки сердца), и выехали из Усинска. Трассу прошли практически без проблем. Проезжая около ж/д станции Чикшино, RA1QQ рискнул и сел на проходящий поезд Воркута – С-Петербург. Рискнул тем, что в Чикшино билетов не продают. Но он без проблем доехал до Сосногорска, купил там билеты и доехал прямо до своего дома в Череповце. Мы, отдохнув в Чикшино с пару часов, отправились дальше. Около 19 часов вечера уже были в Сосногорске. Мне повезло: в 21.40 был поезд до Сыктывкара, а вот UA1QV пришлось ночевать в Сосногорске у RA9XV, т.к. ближайшие билеты до Вологды были только на 6 утра. Поужинав у RA9XV, я сел в поезд, и в 06.10 24-ого марта был в Сыктывкаре. Экспедиция закончилась.

Еще раз хочется отблагодарить всех, кто так или иначе помогал нам в осуществлении экспедиции: N6RT, R9XA, RD3AF, RN9XA, UA1PBR, UA1PBU, UA1QV, UA9XAB, UA9XF, UA9XTL, UA9XV и И.В.Гущина.

 

10-24 марта 2006 г. Сыктывкар – Сосногорск – Печора – Усинск – Нарьян-Мар – Бугрино – Нарьян-Мар – Усинск – Сосногосрк – Сыктывкар.

А.Перваков, UA9XC

 

Besucherzahler
??????? ?????????