В
эфире остров Колгуев.
Экспедиция,
на
подготовку
которой ушло
почти месяц,
началась 10
марта в 21.00 моей
посадкой в
поезд
Сыктывкар-Сосногорск.
Взял с собой усилитель
ZZ-750,
антенну XL-222, два
ноутбука, и
еще кучу
причиндалов.
В 6 утра 11 марта в
Сосногорске меня
встречает
Александр (RA9XV),
завтракаем у
него дома, и
на автобусе
ПАЗ, арендованным
до
Нарьян-Мара
выезжаем в 8
утра из
Сосногорска.
Водитель
автобуса
Сергей
Поляков,
впоследствии
оказался
душой компании.
После
Вуктыла
начинается
зимник
(автомобильная
дорога,
которая
действует
только в
зимнее время).
Приехали в
Печору около
21-ого часа
вечера. Здесь
нас должен
был ждать Павел
(RA9XY) из
Инты с двумя
трансиверами
и антеннами.
Но его нет…..
Еле
дозвонились
до другого
радиолюбителя
Инты – Анатолия
(UA9XBL). У RA9XY какие-то
проблемы по
работе, и он
ехать не
может. После короткого
совещания с RA9XV решаем
ехать дальше,
несмотря на
то, что у нас
остается
всего один
трансивер IC-718,
который
возьмет с
собой Владимир
(UA9XCW). В
Печоре нас
встретил
старейший
радиолюбитель
Коми - Юрий Сердитов
(R9XA), у
которого мы
поужинали,
отдохнули и в
4.30 утра
выехали
дальше до
Усинска.
В
Усинск
приехали в 10.30,
нас
встречает UA9XCW, и мы все
вместе едем к
Ивану Терешину
(UA9XV). Там
для нас
накрыт
роскошный
обед. После обеда
водителя
укладываем
спать, и отдохнув,
в 15.00 выезжаем
из Усинска в
Нарьян-Мар в
составе: RA9XV, UA9XC, UA9XCW и
водитель
Сергей
Поляков.
Впереди
трасса длиною
в
После обеда
я, UA1PBR и
UA1QV поехали
оформлять
документы по
допуску в погранзону,
и по вылету. За полдня
успели все
сделать:
пропуск в
погранзону, провоз
бензина и
вылет
вертолета не
из аэропорта,
а из
«Угольной» -
место, откуда
вылетают вахтовики,
что
значительно
лучше для
нас, т.к. в
аэропорту
пришлось бы
все вещи
таскать на
себе через
досмотр. А на Угольной
возможно
автобус
подогнать к
вертолету. То,
что мы
сделали все
документы за
полдня, удивились
даже местные
жители, т.к.
обычно на все
уходит не
менее 3-х дней.
Но в основном
это все
получилось
благодаря
Сергею Бобыреву
(UA1PBR).
Вечером все
довольные и
немного
удивленные
поужинали у
того же UA1PBU,
и пошли
ночевать к UA1PBR.
Утром,
около 9 часов
утра 14 марта
мы на Угольной.
Автобус,
бегло
осмотрев,
разрешили
подогнать к
вертолету,
перегрузили
вещи в
вертолет и в 10.18 взлетели.
Немного
меньше часа
лету, приземлились
на острове Сенгейский
у
одиноко
стоящего домика-балка.
Остров
необитаем,
выгрузив
вещи,
оставили RA1QQ, UA1PBU и
UA1QV,
полетели
дальше к Колгуеву.
Под нами
Поморский
пролив, в
котором
заканчивается
великий
Гольфстрим –
теплое
течение, которое
начинается
где-то у берегов
Южной
Америки. Даже
с борта
вертолета,
который
летит всего
После
обустройства
полезли на
крышу, и
привязав к
печной трубе
полутораметровую
палку,
растянули I.V. на 3,5 и 7.
Но почему-то
антенна
работала
только на 7 мГц,
поэтому
просто
откинули
лучи на 3,5 и
оставили
только для
40-ки. За
трансивер
садится RA9XV. В эфире
зазвучал
позывной RI1PXC, и вот есть
первое QSO с UA9CGL. Пока RA9XV обрабатывает
SSB, я
делаю
стыковку
компьютер-трансивер
для работы CW.
Первые сутки
работали
только на 40-ке. 15-ого
марта после
завтрака
начали
готовить XL-222.
Николай Майков
принес мачту,
и в районе
обеда,
пригласив еще
одного
жителя Бугрино,
мы стали
поднимать
мачту. Дует
сильный
ветер, около
державший
мачту, не
удержал ее,
антенна упала…
упала
очень удачно
– торцом, так,
что только
немного
помялись
элементы
рефлектора
на 20-ку.
Поправили,
подняли
снова,
закрепили
растяжки. И
пошли в шэк
оконцовывать
кабель. Ветер
все
усиливался, и
от влияния парусности
антенны,
мачту стало
выворачивать.
Ведь мачта
стояла прямо
на снегу.
Пока RA9XV оконцовывал
кабель, я с UA9XCW поправили
мачту и
растянули
дополнительными
растяжками
низ мачты.
Теперь можно
было не бояться,
что антенна
упадет. 16
марта
сделали отдельный
I.V. на
Как бы ни
было, к RDXC мы
были готовы.
Была
проблема
только напряжения
в сети. Еще 15
марта утром
случилось, что
усилитель
вдруг
перестал
работать. Вскрыли,
просмотрели,
заменили
лампу, но
ничего не
менялось. И
решили
проверить
напряжение в
сети.
Оказалось
всего 160 вольт!!!
Как только
напряжение
поднялось до
170 вольт,
усилитель
заработал. И
так в течение
дня было
несколько
раз каждый
день. Но
надеялись,
что в
выходные
такого не
будет,
все-таки у людей
будут
выходные. Так
и случилось,
напряжение в
сети весь Russian DX Contest было
в «норме», ниже 180
вольт не
опускалось.
Но Север
подставил
нам другую пакость.
За час
до теста
вдруг
открылась
15-ка, и естественно
работать
начали с нее.
Для теста у
нас был
припасен
другой
позывной RI1PI. За первый
час провели 90 QSO, ну
думаем все
будет ок.
Но примерно
через час,
после начала
теста,
прохождение
как будто «отключили»,
и за первые 6
часов
сделали
всего 272 связи.
Началась
Аврора, ночью
сверкало
северное сияние.
После того
как
закончилась
20-ка, перешли
на НЧ, но и там
за час делали
не более 10 QSO.
Слышно было
много кого,
но нас как
будто не было,
хотя в
антенне
иногда было 500 –
600 ватт. А еще
вечером в
пятницу на
80-ке был такой pile-up….
Работая на НЧ
диапазонах,
иногда
прослушивали
20-ку, и не зря,
открылось
прохождение
на Северную
Америку и на
ближние
станции.
Отработал
несколько
10-ков связей. RW1ZA пригласил
на 15-ку, – и там
получилось QSO.
Просидел всю
ночь, за 15
часов работы
всего 403 связи.
Встало
солнце, и
надеясь, что
сейчас
откроется
прохождение
на 20-ке на
восток,
разбудил RA9XV и лег
спать. По его
словам, 20-ка
открывалась
еще
интереснее,
0-вой район
шедший на 9
баллов, нас
не слышал
вовсе, хотя
антенна была
направлена
на восток и
мощность была
500 ватт. Я
проснулся
около 12 часов,
до конца
теста
оставалось
всего 3 часа, в LOG’e 443 QSO, и
только-только
начала
открываться
20-ка, стали
отвечать 6-ой
район и
Европа. За
оставшиеся
три часа,
провели
меньше сотни связей,
и закончился
тест с
результатом
535 QSO.
Прохождение
после теста,
если это так
можно
назвать, было
где-то до 20
часов по GMT.
Надеясь, что
ночью будет
прохождение
на Северную
Америку, XL-222 не
стали
демонтировать,
но все
диапазоны в
эту ночь
просто
шипели. Но
что
интересно: в 21.00
по GMT поговорили
с островом Сенгейским,
они в это
время
работали на
20-ке со
Штатами, у нас
же даже
намеков на
прохождение
не было. А Сенгейский
находится от
нас всего на
Отъезд
получился не
совсем
хороший.
Утром сходил
в аэропорт,
мне сказали,
что вертолет
будет в 11
часов.
Поэтому как бы
и не
торопились. Я
ходил по
«конторам»:
СПК, поссовет
с
благодарностями,
оплачивал за проживание
гостиницы. RA9XV и
UA9XCW сворачивали
антенны,
собирали
вещи. Вдруг
в 10 часов
приземляется
вертолет. Практически
на бегу
побросав все
в сумки, коробки,
кое-как
замотав
антенны,
кабеля и на
посадку. Через
час полета
приземляемся
на Сенгейском,
у них сильно
дует. При
посадке было
видно, как
радовался,
подпрыгивая, UA1QV.
Солярки, что
они
использовали
для обогрева
«шэка»,
осталось у
них только до
вечера. Минут
5, и мы,
погрузив все
их пожитки,
взлетаем. Еще
лету немного
меньше часа,
и около 12
часов дня мы
приземляемся
на Угольной,
в
Нарьян-Маре.
При посадке
видно, что к
месту
посадки
подъезжает
«наш» красный
автобус. UA1QV пошел
договариваться,
чтобы
автобус пропустили
на площадку,
и побросав
свои вещи в
машину, мы
поехали к UA1PBU.
Еще на
острове мы
думали, что
поедем из
Нарьян-Мара
сразу после
того, как
пообедаем. Но
с нами
захотели
ехать и
вологжане, а
у UA1QV были
еще дела в
городе.
Поэтому,
посовещавшись,
мы решили,
что подождем
его, вечером
отметим наше
благополучное
возвращение
у UA1PBU, и
рано поутру
выезжаем. На
вечеринку
пригласили
местного
барда –
Степана Дрыгалова,
который
украсил наш
ужин своими
песнями. Вечер
прошел
прекрасно,
кроме
участников экспедиции
приходили UA1PBR и UA1PBT. Часов
в десять наш
водитель
высказал
мысль, а не
поехать ли
нам прямо
сейчас, и в
принципе все
были
согласны.
Около 11 часов
мы заправили
почти все
наши емкости
сразу встали.
Метель, что
началась
накануне
вечером,
замела все
ложбинки, и в
каждой такой
ложбинке
снега было
столько, что
наш автобус
буксовал. Где
нас
вытаскивали
проходящие
автомобили,
где мы
чистили снег
и толкали
автобус, в
одном месте
на крутом
подъеме
топорами
отбили лед
для зацепления
колес. В
общем,
продвигались
очень медленно.
За сутки мы
прошли около
Приехали
в Усинск
около 19 часов
вечера, остановились
у UA9XCW – он
уже дома.
Накормил нас
ужином.
Уложили отдыхать
водителя и
вологжан, а
мы втроем
отправились
к UA9XV,
отблагодарить
за помощь.
Просидели у
него до 22
часов,
вернулись к UA9XCW, разбудили
Сергея, и
перед
500-километровым
зимником
Усинск –
Вуктыл затарились
и водой, и
бензином с
излишком.
Около 12 ночи попрощались
с UA9XCW (как оказалось
видел я
Владимира в
последний
раз –
примерно через
год он умер
от остановки
сердца), и выехали
из Усинска. Трассу
прошли
практически
без проблем.
Проезжая около
ж/д
станции Чикшино,
RA1QQ рискнул
и сел на
проходящий
поезд
Воркута –
С-Петербург.
Рискнул тем,
что в Чикшино
билетов не
продают. Но
он без
проблем
доехал до
Сосногорска,
купил там
билеты и
доехал прямо
до своего
дома в
Череповце.
Мы, отдохнув
в Чикшино
с пару часов,
отправились
дальше. Около
19 часов
вечера уже
были в
Сосногорске.
Мне повезло:
в 21.40 был поезд
до
Сыктывкара, а
вот UA1QV пришлось
ночевать в
Сосногорске
у RA9XV, т.к.
ближайшие
билеты до
Вологды были
только на 6
утра.
Поужинав у RA9XV, я сел
в поезд, и в 06.10
24-ого марта
был в
Сыктывкаре.
Экспедиция
закончилась.
Еще
раз хочется
отблагодарить
всех, кто
так или иначе
помогал нам в
осуществлении
экспедиции: N6RT, R9XA, RD3AF, RN9XA, UA1PBR, UA1PBU, UA1QV, UA9XAB, UA9XF, UA9XTL, UA9XV и
И.В.Гущина.
10-24
марта
А.Перваков,
UA9XC
![]() |
![]() |
![]() |